Повзрослели они до поры...

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

                                  Булат Окуджава

    Осенью 1942 года в трагический для страны период Государственный Комитет обороны СССР объявил призыв  в действующую армию девушек  и  женщин призывного возраста. Но в армии и, особенно  на флоте, по прежнему не хватало специалистов.

    В  переломный  момент  Великой  Отечественной, в разгар Курской битвы июля 1943 года, в первой островной столице Александровске - Сахалинском райвоенкомат объявил ДОБРОВОЛЬНЫЙ  призыв  молодежи, не достигшей призывного возраста, для службы  на флоте. Желающих было более,  чем  достаточно.  В ходе  жесткого  отбора  райвоенкоматом     была сформирована группа александровцев 1927/1928 года рождения в количестве 40 человек. Предпочтение отдавалось физически крепким подросткам с опытом работы на флоте.

  У александровца Тихона Ханина в этом плане были известные преимущества перед сверстниками: несмотря  на  свои 15 он уже работал мотористом на катере «Забойщик» в тресте «Сахалинуголь». Сборы в путь были не долги. Уже 5 августа 1943 года александровские мальчики принимали Военную присягу на о.Русском   под Владивостоком. Электротехническая школа  Тихоокеанского флота, в которую попали ребята, готовила специалистов флота: электриков, механиков, мотористов…

    Мальчишкам не терпелось скорее попасть на боевые корабли, поэтому учились не за страх, а на совесть.


    Тихон Ханин был одним из лучших курсантов, поэтому уже в декабре 1943 матрос-моторист, которому только исполнилось 16 лет, был направлен на один из самых крупных кораблей ТОФ во Владивостоке лидер эсминцев  «Тбилиси». Командование корабля быстро разглядело      незаурядные  способности  Тихона  и  перед  самым  Новым  1944  годом  в  составе отряда краснофлотцев направило юного сахалинца для прохождения дальнейшей службы на Северный флот.


    Здесь в Ваенге (ныне Северодвинск) Тихону посчастливилось быть зачисленным в списки экипажа гвардейского эскадренного миноносца  «Гремящий» и связать с кораблем свою боевую биографию до окончательной Победы над Германией.

    А до Победы было ещё ох как долго…

Историческая справка:

    «1 марта  1943 года экипаж эскадренного миноносца "Гремящий" был удостоен гвардейского звания. Осенью 1944 года "Гремящий" в составе Северного флота оказывал помощь  перешедшим  в  наступление  войскам  14  армии Карельского фронта. А также вместе с лидером "Баку", эсминцами "Разумный" и "Разъяренный" в ночь на 25 октября произвел огневой налет на военно-морскую базу противника  Варде.  За 15 минут наши корабли выпустили ходил около шестисот снарядов. Были уничтожены три причала и несколько портовых зданий. Эсминец выполнил  90 боевых заданий командования, пройдя 59 850 миль, отразил 112 налетов авиации, уничтожил  14  и  повредил 23 самолета, обеспечил переходы союзных и 24 отечественных конвоев,  трижды  действовал на морских коммуникациях противника, потопил  одну и повредил две подводные лодки.

    Командир  корабля  А.И.Гурин 8 июля 1945 года был удостоен  звания  Героя  Советского Союза». (Материал из  Википедии  - свободной энциклопедии).
Лично для меня было потрясением прочитать в Служебной  книжке  Тихона Ивановича запись об участии в боях - «Печенгская операция в составе в/ч 36030 17.10.1944»…

    Дело в том, что я только год назад узнал, что мой дед, сержант Иван Смекалов,  погиб во время Петсамо-Керкинесской операции в  том  самом бою  14.10.1944 года  на  восточном скате высоты 232,2 в норвежском Петсамо (ныне российская Печенга)!

    Я никогда  не видел деда. А тут, рядом жил человек, который мог рассказать том бое…  Мало мы разговариваем со своими соседями, земляками, ветеранами…

    В дивизионе «Непогоды», как сами  моряки называли отряд эсминцев с именами «Гремящий», «Грозный», «Громкий», Тихон был не единственным 16  летним парнем… На «Громком», например, проходил службу известный писатель В.С.Пикуль, увековечивший подвиг мальчиков-моряков в романе «Мальчишки с бантиками».

    Основной  задачей  дивизиона «Непогоды» была сопровождение (эскорт) союзных и советских судов, следующих с грузами  ленд-лиза…  На  Северном флоте Тихон Иванович познакомился с союзниками и обучился у них некоторым фразам на аглийском. Он ещё не знал, что знание языка ему пригодится в Америке, куда его забросит военная судьба…

Историческая справка:

    Ленд-лиз (от англ. «lend» — давать взаймы и «lease» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду) – своеобразная программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов.

    К началу апреля 1945 года уже никто не сомневался в скорой победе над германским фашизмом…
Бои шли на территории Германии, когда на Северный флот пришёл приказ откомандировать часть членов экипажей КСФ на Дальний Восток…

    СССР, верный союзническим обязательствам, готовился вступить в войну с милитаристской Японией. Сражения с государством расположенным на островах предусматривали наличие мощного морского флота… Только офицеры знали о секретной операции – передаче значительного числа американских кораблей ТОФу для их использования в наступательных операциях против Японии.


    «ХУЛА» (Project Hula), наименование секретной операции ВМС США.

    Проведена в марте — авг.1945 г. отрядом особого назначения ВМС США в заливе Колд-Бей (Аляска) по подготовке сов. военно-мор. боевых экипажей (всего около 12400 офицеров и матросов) для обслуживания боевых судов амер. производства, которые передавались СССР по лендлизу и были предназначены для проведения дес. операций против Японии. В рамках операции X. было передано СССР. 149 воен.кораблей различного класса. Эти корабли с обученными в США командами приняли участие в дес. операциях против япон. вооруж. сил в Корее, на Сахалине и Курильских о-вах. Тральщик ТЩ-334 (до 13.2.1945 — АМ.149 Oguri) был флагманом командующего КОР А.Р.Гнечко в ходе Курильской операции.

    В 1945 на Дальний Восток через страну пошли эшелоны с военнослужащими, были там и моряки. С Северного, Черноморского и Балтийского флотов отобрали и направили во Владивосток офицеров для формирования команд новых кораблей, хотя самих кораблей еще не было на ТОФе. Туда же были направлены и части рядового и старшинского состава. Все они собирались во Владивостоке, где  формировался состав будущих дивизионов кораблей, набирался командирами штат своих кораблей. Офицеры получали назначения на корабли, а вот своих подчиненных могли подобрать сами – чем и воспользовались более опытные командиры.

     Капитан 3 ранга А.А.Лизихин (среди других командиров тральщиков АМ самый старший по званию – в одном звании с командиром дивизиона, уже имевший боевой опыт с Севера) прибыл во Владивосток и до командировки на Аляску получил назначение на один из кораблей. При подготовке к командировке он встретил во флотском экипаже своего бывшего подчиненного с Севера. Быстро сориентировавшись в обстановке, он дал североморцу задание подобрать кандидатуры в команду среди соседей из наиболее опытных моряков. Многие из них уже были флотскими специалистами и им значительно проще далось освоение новой техники.

    Офицеров на корабли отбирали заранее, а команды им предстояло формировать на месте – во Владивостокском экипаже и в 5-м отряде. Последние корректировки проведены были в Колд-Бее – командиры дивизионов производили перевод специалистов с корабля на корабль для обеспечения требуемой боеготовности кораблей в дивизионе.

    Но из-за нехватки специалистов (гидроакустики, дальнометристы) корабли были полностью укомплектованы уже после капитуляции Японии. Так, в начале апреля 1945 года Тихон Ханин оказался в Колд-Бее (США, Алеутские острова). Вот тут и сказались навыки общения с экипажами «северных конвоев». Тем не менее, наши моряки были уже подготовлены к встрече с американцами. Побывавшие до этого во Флориде в 1943 году, рассказали товарищам как нужно организовывать встречи с офицерами принимаемых кораблей после подъема нашего флага и что для этого нужно. Заготовлены были в Союзе и взяты с собой водка, икра, красная рыба и другие деликатесы. Но не все добралось до места – бутылки комдив рекомендовал не выбрасывать (опять же – демаскировка). Для восполнения запасов напитков было рекомендовано использовать корабельные запасы спирта у фельдшера, благо вода для разбавления его была в избытке, а посуду заготовили заранее.

    Один из немногих специалистов, знакомых с оборудованием эсминцев, Тихон Иванович привлекался к приемке американских фрегатов ЭК.

    После окончания военных действий служба продолжалась в Старом городе (Порт-Артур). На виду прославленных российскими моряками в 1904 году Электрического утёса, Тигрового хвоста, Орлиного гнезда… Как классному специалисту нашему земляку приходилось принимать даже трофейное судно - японский эсминец "Харуцуки"["Harutsuki"] (после 17 июня 1949 года - учебный корабль "Оскол") последнее место службы.

    Мичман Тихон Ханин, не посрамивший ни флота, ни родного Сахалина, демобилизовался в 1950 году, отдав служению флоту семь лет. Из 12 правительственных наград, самая дорогая для военного моряка, ветерана двух флотов – медаль «За оборону Советского Заполярья».

    В мирное время Тихон Иванович работал в нашем городе в комбинате бытового обслуживания, имея общий трудовой стаж 52 года. Сегодня в Александровске проживает супруга ветерана Людмила Павловна, его дети и внуки.

     О Тихоне Ивановиче Ханине писали Б.А.Гильманов ("Ветеран двух флотов", "Красное знамя", №53, от 1904 07.05.1994 года) и А.С.Шмигельский ("На войне о смерти не думаешь","Красное знамя", №64, от 16.08.2005 года).

    P.S. Почему 40 мальчишек? Сам Тихон Иванович дает цифру 60. Тымовские ровесники призывников говорят о 70… Есть и предположение, что цифра может вырасти до 110 добровольцев. Я имею на руках ДОКУМЕНТ о 40 призванных добровольцах- александровцев...

    Поиски продолжаются. И, по-прежнему, надежда на земляков и родственников мальчишек военной поры...

    Продолжаю рассказ о мальчиках-добровольцах Александровска, призваных в ТОФ в июле 1943 года...

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.
«Прощание славянки»

    Чтобы стать моряком, вовсе не обязательно родиться у моря… Ведь часто бывает, что мальчишка случайно, лишь на мгновение увидит море из окна вагона – мелькнет оно ему сизым крылом чайки и … Всё! Мальчишка очарован навсегда и иного пути в жизни для него уже нет…

   Тимофей Вишняк и Павел Туисов родились в самых, что ни на есть «сухопутных» областях страны. Семья Вишняк прибыла на Сахалин по набору из Черниговской области Украины, а семья Туисовых из Алтайского края. Случилось так, что барак, в котором жили мальчики с семьями, стоял прямо на берегу моря рядом с Александровским морским портом. Родители работали в порту. Старшие братья (а семьи были многодетные) тоже пропадали на катерах…

    Иной судьбы, чем путь моряка друзья Тимофей и Павел себе не представляли. Ровесник, во многом разделивший судьбу Александровских мальчишек, известный писатель В.С.Пикуль писал: «Счастливы люди, юность которых пронеслась в разгуле волн, на шатких корабельных палубах. В море юность быстрее, чем на берегу, смыкается с ожесточенным в борьбе мужеством. С высоких мостиков кораблей юноши зорче оглядывают горизонты своей жизни... Головотяпы и тунеядцы не выдерживают ритма корабельных будней. Флот смолоду приучает к дисциплине, выносливости, умению терпеть и ждать, к ответственности – за каждое слово, каждый жест»…

    Всё так... Но есть особенность у военного поколения мальчишек… Их юность была более нелегкой и тревожной, как «порыв ветра, ударивший в откинутое крыло паруса» по образному выражению того же В.С.Пикуля…

    К началу Великой Отечественной войны Тимофею и Павлу было неполных 14 лет. Отцы и старшие братья ушли на фронт. Их места на катерах заняли мальчишки. Знакомились со сверстниками с других катеров, ведя «серьезные мужские» разговоры на перекурах. На катере «Забойщик» работал мальчишка с п. Мгачи Тихон Ханин, в портофлоте хорошо себя зарекомендовал питомец детского дома им. Н.К.Крупской, что в с. Корсаковка Нетужилов Гена (после 6 класса его взяли на работу в порт)…

    Время было тревожное… Близость границы и потенциального врага (никто не испытывал по этому поводу иллюзий) диктовали соответствующий образ жизни. Вахты были боевые, каждый экипаж знал, как действовать в случае наступления времени «Ч». Мальчишки овладевали в редкие часы отдыха воинскими специальностями. Помимо парашютного и планерного клуба, работали десятки тиров. Меткой стрельбой увлекалась вся молодежь. Значки, свидетельствующие о достижениях на этом поприще, с гордостью носили лучшие…

    Особенно тяжелая в моральном отношении была навигация 1942 года. Японцы радовались победам императорской армии на юге. Провоцировали пограничников и мирное население, задерживали гражданские суда и катера…Кульминацией этих бесчинств был период взятия японцами Сингапура и Бирмы. С японских судов звучали однозначные высказывания об очереди Сахалина. Эту вакханалию прекратил СТАЛИНГРАД!

   Мальчики отчетливо помнили, как с этой Победой изменилось отношение врагов к стране, как воодушевился советский народ, как оживился Александровск… Все они рвались на фронт, приписывали года, сбегали из дома, но…

    И вот этот долгожданный момент наступил. В июле 1943 года Александровский РВК объявил набор в электро-техническую школу ТОФ на о. Русский лиц, не достигших призывного возраста. Добровольному призыву подлежали подростки 1927/28 годов рождения.

   Предпочтение военные отдавали ребятам подготовленным с морскими специальностями, со спортивными разрядами, окончившим, как минимум, 6 классов школы… Порою в стенах военкомата можно было видеть и плачущих мальчиков, которым отказали в призыве и умоляющих родителей призвать именно их сына..( для добровольного призыва подростка отбиралась гарантийная записка от родителей о том, что они не против)

    Уже несколько дней, получившие повестки подростки, каждое утро являлись на причал морского порта в ожидании парохода «Совет». Тимофею и Павлу было проще, чем другим. Дом находился в двух шагах. Благодаря этому многие новые знакомые пережидали время во дворе дома Вишняк и Туисовых… С фронтов продолжали поступать тревожные сводки, а однажды на рейде Александровска появился японский крейсер. Мальчишки наблюдали, как небольшой деревянный катер пограничников отважно двинулся в сторону корабля. По-видимому , в планы командира крейсера не входил конфликт с пограничниками и вскоре корабль удалился (из воспоминаний пассажира парохода «Совет» александровца Попова О.Н. 1928 г.р. –прим Г.С.)  Мальчишки долго возмущались наглости врага и обещали дать достойный отпор в самое ближайшее время…

   Наконец, в начале августа на рейде Александровска появился старенький «кособокий» (при последней перестройке получил небольшой крен) грузовой пароход «Совет».

  Справка: Пароход "Совет" (первоначальное название "Императрица Александра") был построен в 1902 г. как грузопассажирское судно. В январе 1915 г. на Путиловской верфи он был переоборудован в авиатранспорт и, получив новое название — "Орлица", стал первым балтийским авианосцем.

    Четыре его гидросамолета конструкции Д. П. Григорьева размещались в двух ангарах, расположенных на палубе, один в разобранном виде хранился в трюме. Подъем на борт и спуск гидросамолетов на воду обеспечивался при помощи стрел с электроприводом. Пароход водоизмещением 3800 т при длине 91 и ширине 12,2 м развивал скорость хода до 12 узлов. Вооружение "Орлицы" насчитывало восемь 75 мм пушек и два пулемета. Для обслуживания гидросамолетов в кормовой части судна были оборудованы различные мастерские: слесарно-сборочная, моторная, деревообделочная, обтяжная, позволявшие выполнять их ремонт на борту. В трюмах парохода размещались бензохранилище вместимостью 1000 пудов, маслохранилище емкостью 500 пудов и запас бомб. Над машинным и котельным отделениями устанавливалась специальная сеть, назначение которой заключалось в подрыве бомб, попадающих в судно, над его верхней палубой.

   В 1918 г. "Орлица" в числе многих боевых кораблей и торговых судов, принимала участие в "ледовом походе" Балтийского флота — переходе из Гельсинфоргса в Кронштадт.

 По окончании гражданской войны возникла острая необходимость восстановления уничтоженного отечественного транспортного флота. Одним из первых судов, предназначенных для обслуживания возрождающейся внешней торговли и пассажирских перевозок, суждено было стать "Орлице", получившей название "Совет".

 В 1923 г. в Петрограде на Северной верфи начались работы по переоборудованию судна в грузопассажирское, предназначенное для работы на линии Петроград — Лондон. В начале 1930-х гг. "Совет" был передан с Балтики на Дальний Восток в распоряжение управления тихоокеанского бассейна Совторгфлота.
http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/questhist/istor-14.htm

    Позади слезы родных и знакомое побережье Александровского залива. Пароход шел очень медленно. Впереди расчищал дорогу сопровождающий пароход тральщик, который мог работать только в светлое время суток. Поэтому, по ночам стояли на якоре, ожидая утро. Палубные места и несколько дней пути сблизили мальчишек из Александровска. Призывников было около сотни, но с ребятами одногодками из добровольного призыва Тимофей и Павел общались с большей охотой. Кроме упомянутых уже Ханина Тихона, Нетужилова Геннадия, мальчишки познакомились с шахтером Малютиным Николаем, Кушнаревым Леонидом с ул. Комсомольская в городе, с Пудовкиным Ильей из п. Октябрьский, михайловцем Матвеевым Николаем, с Михалиным Владимиром из с. Корсаковка…. Почти все населенные пункты района были представлены в группе юных добровольцев.


    На о.Русский в электромеханической школе ТОФ друзья Тимофей и Павел попали в отделение судовых электриков. Потянулись упорные месяцы учебы. Доказывали мальчишки и старшим и себе, что достойны носить бескозырки с лентами (юнгам ленты не полагались по традиции флота), что достойны принимать военную присягу под стягами славных кораблей… Время во взрослении на флоте пролетело незаметно… В июне 1944 года Тимофей и Павел успешно закончили школу на о.Русский и на некоторое время расстались. Павел Туисов получил распределение в Петропавловск-Камчатский, а Тимофей Вишняк вступил на палубу минного заградителя «Томск» во Владивостоке. Этот выпуск мальчишек сменил старших товарищей, ушедших на усиление Балтийского и Черноморского флотов…

    После приложенных усилий мальчикам очень хотелось вместе с отцами и братьями вступить в бой с врагом. Казалось война закончится без них… Но вот в апреле 1945 года пришло и их время. Верное союзническим обязательством правительство СССР начало переброску войск на Дальний Восток для последнего наступления на союзника фашистской Германии милитаристскую Японию. В этой войне на островах одну из главных задач должен был играть Тихоокеанский флот. Для укрепления материальной базы флота ( проще для использования союзных американских судов) была осуществлена секретная военная операция «ХУЛА»

Справка о секретной военной операции «Хула» http://aleksandrovsk-sakh.ru/node/4039
( Более подробно можно почитать здесь - Б. В. Никитин Катера пересекают океан Лениздат 1980)

    Здесь в Америке друзья встретились вновь. Тимофей и Павел были включены в отряд ТОФ по перегону на советский Дальний Восток американских десантных судов с Аляски. До этого дня предстояли долгие месяцы овладения иностранной техникой. Сложность была в отсутствии знаний английского языка. Но, как вспоминал Тимофей Тихонович, хорошо, что электрика кораблей тех лет не была столь «мудреной» как сейчас. Таким образом, друзья влились в состав уникального подразделения ТОФ известного, как «1 отдельный отряд десантных судов ТОФ»

    Справка: 100-я бригада десантных кораблей ТОФ уникальна во многих смыслах. Наверное, можно смело утверждать, что это единственное в СССР, а ныне в России крупное военно-морское соединение, местом рождения которого являются… Соединенные Штаты Америки. Эта история берет свое начало в конце Второй мировой войны. Америка согласно ленд-лизу направляла в Советский Союз гигантские объемы вооружения. СССР, в свою очередь, принял на себя обязательство не позднее чем через три месяца после капитуляции Германии вступить в войну, полыхавшую на Тихом океане. Однако, обладая определенными надводными и подводными силами, СССР практически не располагал на этом бассейне десантным флотом. Векторы сошлись, и в победном мае 1945-го большая группа моряков-тихоокеанцев на пароходе «Витим» (типа «Либерти», тоже американской постройки) прибыла на Аляску — в крохотный провинциальный городок Колд-Бей (Cold Bay). Здесь под руководством американских инструкторов краснофлотцы в течение месяца осваивали десантные суда типа LCI (для десантирования пехоты) и LCT (для десантирования танков). Как они выглядели, представить себе может каждый, кто видел фильм Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана», — в масштабной сцене высадки союзников в Нормандии в день «Д» (6 июня 1944 года) эти суда выступают главным орудием десанта. 9 июня 1945 года на первых 15 десантных судах был поднят военно-морской флаг СССР. Этот день и считается днем рождения бригады. Хотя вначале она называлась отрядом десантных судов ТОФ. К моменту вступления СССР в войну с Японией отряд насчитывал 40 десантных судов; большая их часть принимала активное участие в боевых действиях в Корее, на Сахалине и Курилах, потери при этом составили пять судов, а многие моряки были отмечены высокими наградами. В 1951 году 1-й отряд десантных кораблей ТОФ был переименован в 100-ю бригаду (напомним, в это время шла Корейская война, где мы и американцы оказались по разные стороны линии фронта). А спустя еще четверть века на базе бригады была сформирована 22-я дивизия морских десантных сил ТОФ
http://www.novayagazeta-vlad.ru/37/Istoriya/Morskoydesant
(Кстати, вам ничего не режет слух? Согласно российской профессионально-языковой норме, гражданские — суда, а военные — корабли. Но только в 1949 году специальным приказом Главкома ВМФ СССР десантные суда были переименованы в десантные корабли.)

    Победу 9 мая 1945 года Тимофей и Павел встретили вдали от дома в Колд-Бее. По столь значимому поводу матросам выдали по две банки американского пива. И хотя, вспоминает Тимофей Тихонович, кормили «на убой» лично у него аппетита не было (сказывалось отличие климата Аляски и Владивостока). А может, просто у мальчишки не было навыка принятия спиртного. От одной банки пива парень расплылся и помнил остальное, как в тумане.

    15 июня 1945 года над первой партией передаваемых десантных судов взвились советские флаги и друзья стали готовиться к переходу. Опять предстояла небольшая разлука, Тимофею возвращаться в Приморье, Павлу продолжать службу в Петропавловске. Мальчики знали о скорых боях и желали друг другу « если смерти то мгновенной, если раны - небольшой» А ещё обещали встретиться после войны у любимых скал Три брата, что в Александровске.

    Что такое десантное судно? Небольшое плоскодонное с экипажем в 24 человека ДС, мало приспособленное для больших морских переходов, -вспоминал Тимофей Тихонович. При переходе Аляска-Петропавловск-Камчатский отряд ДС попал в 9 бальный шторм. Впереди идущие суда почти полностью захлестывало волной. Из экипажа лишь три человека (среди них Тимофей Вишняк) способны были стоять у штурвала. Всех остальных свалила «морская болезнь».

    Во Владивостоке времени на отдых не было. Во время перехода пришло известие о начале военных действий против милитаристской Японии. Отряд ДС, в котором на десантном судне с счастливым для парня номером 13 служил Тимофей, получил приказ пробираться к корейскому порту Сейсин, захваченному японцами. Уже при подходе к Корейскому полуострову отряд из 4 ДС, на каждом из которых было по 250 человек десанта, попал под жестокий обстрел артиллерии.. Огонь на себя приняли 2 больших и малых охотника, сопровождавших ДС. Они собою закрыли десант, -вспоминал Тимофей Тихонович и позволили нам войти в бухту Сейсин. Тут военное счастье было на стороне десантников. Во-первых, скорость и высокая посадка позволили ДС проскочить через минные заграждения порта. Во-вторых, японцы не были знакомы с силуэтами американских ДС и приняли их за «свои», да не весть откуда взявшийся туман помог десантникам. Вражеские солдаты принимали «концы» с наших кораблей и опомнились только когда из откинувшихся бортов с криками «Ура!» хлынул в порт десант… Бой в порту был коротким и победным…

    Более кровопролитным был десант ДС на о.Шумшу, Курильская операция, в котором участвовал Павел Туисов. Многих товарищей потеряли наши мальчики в том бою…

    СПРАВКА:
    18 августа 1945 года 4 десантных корабля с передовым отрядом подошли к острову Шумшу и под покровом тумана начали высадку десанта. Из-за перегрузки и большой осадки корабли останавливались в 100 - 150 метрах от берега. Десантники по трапам и через борт бросались в воду и под сильным артиллерийским и пулеметно-ружейным огнем противника устремлялись к берегу. Враг был ошеломлен внезапным появлением десантников, но быстро начал оказывать активное противодействие. В числе первых высадились на берег коммунисты - командир взвода автоматчиков старшина А. П. Белов, комсорг батальона морской пехоты старший сержант Г. П. Панкратов, командир отделения сержант Г. В. Кулемин и комсомольцы - младший сержант И. Г. Гуло, краснофлотец М. Я. Нестеров и другие моряки. Десантники в упорном и кровопролитном бою, отбив несколько контратак, показали образцы отваги и мужества. Храбрость и находчивость проявил личный состав кораблей и десантных судов.

    После корейского Сейсина отряд ДС Тимофея Вишняка был направлен на помощь десантам ТОФ Южно-Сахалинской наступательной операции. Придя в Корсаков, моряки обнаружили, что их помощь уже не требуется. Весь Сахалин стал советским. Но боевые моряки не отказали себе в удовольствии участвовать в победном параде в поверженной Тойохара в конце августа 1945 года.

    В 1947 году семьи Вишняк и Туисовых переехали на жительство в Южно-Сахалинск. Поэтому друзья Тимофей и Павел, демобилизовавшись в 1950 году, приехали уже в новую островную столицу. Здесь Тимофей женился на сестре Павла Валентине Ивановне. Здесь они долгие годы безупречно работали на предприятиях области. Здесь и сегодня у ребят живут многочисленные дети, внуки и правнуки… А у Трех братьев после войны друзья бывали неоднократно…

    Я рассказал лишь о нескольких судьбах юных сахалинцев-добровольцев… Мы ещё очень мало знаем о вкладе в Великую Победу мальчишек вообще и сахалинских в частности. Очень немногие вернулись из них с войны… Кого-то война достала уже в мирное время… Весельчака и балагура, замечательного танцора Федора Непочатова, с обожженными легкими во время пожара на корабле, не стало вскоре после Победы…Как и вскоре не стало тымовчан участника морских конвоев с Аляски раненного в этих конвоях Василия Лосева, потерявшего ногу при десанте на о. Шумшу во время Курильской операции Володи Залевского ( по воспоминаниям призывника 1943 года тымовчанина Сичкарь В.Ф.)…, но если мы будем о них помнить, если мы восстановим имена не вернувшихся с Великой войны, то их огромная жертва, действительно, не напрасна…

    Непочатов Федор Григорьевич (на фото слева)1927 года рождения уроженец Дуэ. Добровольцем в июле 1943 призван в электромеханическую школу ТОФ на о.Русский. В ходе боевой тревоги, связанной с пожаром на корабле, получил ранение (ожог легких). Не дожил до своих 30 лет... В Александровске живут его родственники.


    Николай Васильевич Луценко из того самого славного списка мальчишек-добровольцев
http://aleksandrovsk-sakh.ru/node/4028

    ...К сожалению родственники ни в городе, ни в Южном, ни в Питере существенно дополнить статью из "Красного знамени" от 3 сентября 1985 года не смогли... Хотелось бы познакомить земляков с подвигами Николая Васильевича..Они с Тихоном Ханиным повоевали и на Северном флоте...А "Славу" за личное мужество корабельным давали по исключительным случаям...

    Получил от родственников фото Николая Луценко, кавалера ордена Славы и многих боевых наград, которые он получил в свои 16 лет ... В сюжете оставил фото замечательных педагогов СШ №2 Анны Алексеевны Павлеевой (и потому, что она близкий родственник Луценко Николая в том числе) и Галины Викторовны Цининой директора школы ( и дочери легендарного Виктора Панкова, начальника боевой и физической подготовки разведотряда ТОФ под командой капитан-лейтенанта И.Н.Тельнова). Мне посчастливилось работать с этими самоотверженными учителями, а сотням их выпускников, я думаю, приятно будет вспомнить... Я хотел сказать, что женщины в Александровских семьях были достойны мужчин рядом.

    Один из славного списка юных добровольцев-призывников июля 1943 года ФРОЛОВ Михаил Никандрович (Никонорович) 19.08.1927 - 03.11.1985. Призывался из известной шахтерской семьи п.Дуэ

    Ознакомившись с биографиями семи мальчишек из списка добровольного призыва июля 1943 года, я не могу прогнать от себя мысль, что, наверное, семь лет на флоте ( и даже трудные огневые военные годы) были для них лучшие в, порою, очень короткой жизни. После службы Михаил Фролов успел побывать на строительстве сахалинского тоннеля. Печально известная Стройка 506. В качестве кого? Об этом не знают уже даже его дети.Далее тяжелый шахтерский труд на шахте "Макарьевка". Рано умерла супруга Михаила, да и сам он уходил из жизни почти в одиночестве. Все юные добровольцы заслужили более достойной старости, нежели у них была.

    Простите нас ребята, что мы не смогли Вам это предоставить...

    Это фото Николая Андреевича Матвеева 20 декабря 1927 года рождения. Сделано в год демобилизации в 1950 году… Семья перед войною жила на ул. Октябрьская в Александровске-Сахалинском. Призван добровольцем в электро-механическую школу ТОФ на о. Русский в июле 1943 года. На момент принятия военной присяги в сентябре 1943 Николаю было 15 лет! С сентября 1944 по март 1950 года проходил службу на гидрографическом судне ТОФ «Камчадал»… К сожалению, не нашел описания участия «Камчадала» в боевых операциях. Но они точно были… Николай Андреевич до кончины в 1978 являлся ветераном войны. Судно также числилось в составе принимавших участие в боевых действиях. Например, в этой книге: К. Б. Стрельбицкий. Август 1945. Советско-японская воина на море - Цена Победы… Если кто-то добавит информацию о судне Николая Андреевича, буду признателен.

    После демобилизации Николай Андреевич создал семью и жил в с.Михайловка, где и сегодня живут жена, дети и внуки… Работал электриком (самым востребованным в селе) Его помнят в селе добрым словом, как безотказного и грамотного специалиста…

    Фантастическое событие! Было очень мало уверенности в том, что найдется кто-нибудь из славного списка мальчишек-добровольцев г.Александровска 1943 года, здравствующим в наши дни. Но нам невероятно повезло. Сегодня получил из г. Осинники Кемеровской области копии фотографий и исписанную рукою почти 85 летнего ветерана Стешенко Григория Максимовича бесценную для меня тонкую школьную тетрадку воспоминаний. Даже написав в Кузбасс, я не был уверен, что это тот самый Стешенко Г.М.. из нашего списка. 

    Учитывая уникальность свидетельств непосредственного участника известных событий, я лишь немного отредактировал записи. Пропустил подробности личного характера. И снабдил, где посчитал нужным, небольшими комментариями.

    Кстати, своё отношение к планам установить памятник юным сахалинцам в Александровске, Григорий Максимович пишет «Хорошее это намерение, но несколько запоздало, потому трудно выполнимое…»

    В июне месяце (1945 года – прим.Г.С.) нам сыграли боевую тревогу. Мы погрузили боевые торпеды (основное наше оружие) и вышли на маневренную базу. И там, в полной боевой готовности, ждали военных действий. Наша задача была – охрана акватории моря и путей сообщения, прилегающих к Николаевску (т.е закрывали р.Амур - прим. Г.С.)

    Как проходили действия, я толком не могу объяснить, т.к был в основном в моторном отсеке. Информация поступала скудно. (Чувствуется некоторое стеснение Григория Максимовича в описании «своей войны», но представьте торпедный катер чуть больше моторной лодки, экипаж 6 человек, любое попадание чревато гибелью… А мальчишка не видит, не слышит, что творится вокруг. И это не день, не месяц - годы… - прим.Г.С.) скажу только – обстановка была очень напряженная. Спали буквально минутами, прямо на боевом посту.

    Как-то мы высаживали десант – разведгруппу. Подошли к месту высадки – сплошная темнота. На берег был брошен трап, однако, кроме командира, никто не вышел, и не пошевелились. Их всех укачало. И последовала команда: «Боцман, всех за борт!» Очнувшись в холодной воде, где глубина была чуть больше метра, они быстро приходили в себя.

    Это несуразное событие (оно запомнилось мне на всю жизнь) объясняется тем, что люди впервые были посажены на торпедный катер. Дело в том, что на катере стояли мощные авиационные моторы-двигатели 720 л.с.каждый и на ходу он давал мощную волну высотой 3-4 метра. Высокая скорость, шум моторов и волна - всё это создало обстановку, повергшую десантников в шок. Конечно, это была ошибка командования».

    Для Григория Максимовича по его словам ВОЙНА – ЭТО НЕИМОВЕРНО ТЯЖЕЛЫЙ ТРУД.

    В 1948 году краснофлотца Стешенко Г.М. политотдел базы ВМФ направил для учебы в военно-морское училище г.Киева, но травма глаза, полученная ещё во время учебы в ремесленном училище №9, не позволила пройти медкомиссию. Григорий Максимович вернулся в часть и демобилизовался лишь в 1950 году. Вернулся в родной Александровск, но по настоянию мамы (урок нынешним молодым людям! –прим.Г.С.) с морем расстался. Одного из братьев Стешенко море уже забрало к тому времени.

    В 1952 году, окончившего с отличием Горный техникум Г.М.Стешенко, направляют в Томский политехнический институт на горный факультет. В 1957 году горный инженер-эксплуатационник Стешенко по окончании ВУЗа приезжает в Кузбасс на шахту «Капитальная-1». С Кузбассом связана и дальнейшая жизнь Григория Максимовича. Здесь он прошел трудовую биографию кавалера «Шахтерской Славы», встретил супругу, воспитал дочерей, дождался внуков и правнуков. Старшая дочь врач и сегодня помогает ветерану оставаться в строю. В Александровске у Стешенко много родственников, а родной брат (бывший врач Александровской ЦРБ) с семьей живет в Южно-Сахалинске. Григорий Максимович часто бывает на Сахалине, сердце тянет и тянет в родные места.

    Здоровья Вам Григорий Максимович, семейных радостей, бодрости и благополучия семье! Мы Вас помним и гордимся нашим земляком!

    По поводу друзей-сослуживцев из списка юных добровольцев Григорий Максимович вспомнил двух - Пудовкина Илью из п. Октябрьский. Парню нравились строевые занятия, форма. И по слухам (подчеркиваю, только по слухам - прим.Г.С.) Пудовкин поступил в последствии в пехотное училище и дослужил до генеральского чина. Второй был друг Григория Максимовича – Иван Кандабаров. Его нет в списке 40 добровольцев, но я НЕОДНОКРАТНО подчеркивал, что на самом деле юных добровольцев БОЛЬШЕ в разы! С Иваном Стешенко Г. учился в ремесленном училище №9 в Александровске. Семья Кандабарова жила в Михайловке. Вместе ущли добровольцами в школу ТОФ на о.Русский. Только Иван обучался в роте электриков. Но и там земляки находили возможность встречаться и проводить время. Распределение раскидало друзей по разным частям: Стешенко в дивизион торпедных катеров, Кандабарова на эсминец. Некоторое время письма доходили до друзей, но в конце войны связь прервалась.

    Эта тема у меня ВСЕГДА будет на первом месте... Ещё один из мальчишек-добровольцев призыва июля 1943 года от Тымовского РВК Лосев Василий Алексеевич.Окончил школу ТОФ на о.Русский, отделение судовых электриков,службу проходил на гвардейском сторожевом корабле "Метель" экипаж 114 человек. На ТОФ гвардейских кораблей было не так много, да ещё командир Герой Советского Союза капитан-лейтенант Балякин.Легенды Дальнего Востока. Имел Василий и боевое ранение.

    В боях за корейские города Сейсин и Оденцин многие из наших мальчишек поддерживали друг друга огнем корабельных орудий. О боях экипажа "Метели" вспоминает соратник Василия Лосева
http://www.pkokprf.ru/Info/16640


                    

Григорий Смекалов

История

Центральная
библиотека

Детская
библиотека


Филиалы

Периодические
издания


Наши
издания


Редкие
издания


Электронные
издания


Электронный
каталог

Правила
пользования
библиотеками


Форум

Истоки и корни

Программы и проекты

Коллегам

Услуги

Книжные
обзоры


Виртуальные
выставки


Вестник
библиотек


Полезные
ссылки


Карта
сайта