От Синичьего озера до Покровского храма

    Жители города Александровск-Сахалинского и гости бывшей островной столицы имеют уникальную возможность наслаждаться сочным звуком церковного колокола XVII века исходящим из звонницы Покровского храма. А самым настойчивым может повезти и увидеть старинного красавца килограмм под 600 и ударить в Благовест. Взрослые поколения александровцев помнят данный колокол, как принадлежность старинного маяка «Жонкиер», что расположен в черте города. Его почтенный возраст – он был подарен царем Алексеем Михайловичем Синозерской пустыни в 1651 году – поневоле заставляет нас считать его свидетелем многих захватывающих событий истории. С удовольствием приводим текст надписи, выполненной в стиле старинного московского декоративного письма: «Государь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси дал сей колокол животворные Троицы и Святые Богородицы Благовещенью в пустыню Синозерскую при строителе Черном попе Моисее лета 7159 марта 8 дня». Мужской монастырь находился в Новгородской земле, Устюжинского уезда, при озере Синичьем. Основан он был в 1600 году, а упразднен в 1764 году. В 90-е годы прошлого века Синозерская пустынь была восстановлена.

    В нынешнем году исполняется 410 лет Троице-Благовещенской Синозерской пустыни. Вкратце ее история такова. Основал ее преподобный Евфросин, переселившийся сюда, на восточный берег Синичьего озера, из старой пустыни по указанию Самой Пресвятой Богородицы. В честь ее он поставил храм. Мощи прп. Евфросина долгое время почивали под спудом. Через 41 год после мученической кончины преподобного они были обретены нетленными и перезахоронены под колокольней. На колокольне размещалось восемь колоколов звона, на самом большом из них была отчеканена надпись: «Государь и Великий Князь Всероссийский Алексей Михайлович дал сей колокол вкладу Живоначальные Троицы Пречистые Богородицы в пустынь Синозерскую лета 7159 (1651 года) Марта в 8 день».

    Кто же он православный святой, о котором молились цари Всероссийские Божие помазанники? Не буду прибегать к помощи старославянского языка, коим описаны Жития святого Евфросина, так как современному человеку довольно трудно воспринять текст в оригинале. Скажу лишь, что, согласно святого писания: "Преподобный Евфросин, в миру Ефрем сын Семенов, родился в XVI веке в неизвестном нам селении на берегу Ладожского озера, в его житии названном "Нево". По всей видимости он бывал в расположенном неподалеку Валаамском монастыре, и строгий монастырский устав, духовные подвиги монахов, красота православного богослужения запали ему в душу. Не случайно после смерти родителей, раздав "имущество "ближним", Ефрем поступает в братство именно этого монастыря. Житие его гласит: "Бысть спожитель Валаамского монастыря, где научився грамоте прилежа к чтению Божественнаго писания". Времени, отпущенного Ефрему для несения послушания, оставалось немного.

    Конец XVI века был неспокойным для окраинных рубежей России, в том числе и для православия в этом крае. Православные корелы насильственно обращались в лютеранство шведскими миссионерами. Направленные королем Швеции Густавом Вазою войска, взяв Кексгольм, захватили, разрушили и сожгли Рождество-Богородицкий Коневецкий и Спасо-Преображенский Валаамский монастыри, убив в последнем до восьмидесяти иноков. Уцелевшие от разгрома монахи, в том числе и послушник Ефрем, "переселися в Нов-город". Слава Новгорода как крупного духовного центра, с его именитыми обителями и святынями, была общеизвестна. Там было от кого и чему научиться. В одном из монастырей, точнее при Софийском Доме, Ефрем "пребысть не малое время", совершенствовался в книжной учености. Его усердие было замечено.

    Мирская жизнь была не для Ефрема, в Успенском монастыре, отличавшемся численностью братии и многолюдством богомольцев, преподобный не нашел того безмолвия, в котором подвизались древние христианские подвижники. Мечтая об этом, он упросил игумена отпустить его на безмолвное житие в пустыню. Настоятель, наставив и благословив преподобного, отпустил его. Он отправился на то место, куда ходил молиться, ещё будучи чтецом. Произошло это в 1592 году. Ищущие спасения начали приходить к преподобному и селиться около него, так что он вынужден был основать монастырь, усматривая в том Промысел Божий. С этого времени и начинается старческая деятельность преподобного Евфросина, состоявшая в научении Слову Божиему и душеспасительных наставлениях. Слава о синозерском пустыннике как великом Старце разнеслась далеко и православная Русь его хорошо знала. Как уже говорилось, была срублена и освящена церковь на восточном берегу Синичьего озера, где и обосновалась Благовещенская (первоначальное название) Синозерская пустынь.

    Начало XVII века не предвещало ничего хорошего Руси. Из школьного курса истории каждый знает о «смутном времени», о «семибоярщине», о крестьянских бунтах и последовавшей польской интервенции...

    Наступило 19 марта (2 апреля н. ст.) 1612 года. В этот день старец Евфросин собрал всех бывших у него в обители, и пророчествуя о пришествии в монастырь "ратных супостат", убеждал всех скрыться из обители. Вместе с ним остался инок Иона, некоторые неизвестные иноки и миряне. Облачившись в схиму, преподобный ночь с 19 на 20 марта (старый стиль) пробыл в Благовещенском храме на молитве. На следующий день, 20 марта, "по неведомым судьбам Божиим, како и откуда неведомо, окаянии тии кровояднии псы, злые ляхи к обители Пречистыя Богородицы прискочиша и обитель обступиша... и бе видети позор страшен и умилен зело...". Старец вышел навстречу и встал у Креста, сооруженного при основании обители. Захватчики приступили к нему со словами: "Старче даждь нам имение монастыря сего". "Все имение монастыря сего и мое в церкви Пречистыя Богородицы", - ответил преподобный, подразумевая вечное и нетленное. Не найдя ничего, поляки вновь вернулись и убили старца. "Бысть же сие в лето по седми тысящь во сто двадцатое, в двадцатый день марта месяца" , - слова Большого Синозерского Синодика как бы подвели черту под трагическими событиями. Убит был и оставшийся в обители инок Иона, позже чтимый в пустыни местно. В живых остался лишь один человек, житель села Долоцкого Иван по прозвищу Сума, который через своего сына Емельяна оповестил окрестные селения о разорении обители и мученической кончине старца. Собрался священный чин и "скутавше, якоже бе лепо... и соборне певше...", погребли тело преподобного в основанной им обители 28 марта (старый стиль) 1612 года у Креста, водруженного им. (Исторические сведения о Синозерской пустыне, Устюженского уезда Новгородской губернии, и ея основателе св. преподобномученике Евфросине, Новгородском чудотворце. Новгород, 1912., Описание Большого Синозерского Синодика. Полуустав // Новгородские епархиальные ведомости. 1912. № 47.)

    В 1653 году по благословению Макария, митрополита Новгородского, мощи преподобного были перенесены с места своего первоначального захоронения и положены под колокольней, на правой стороне, в восточном углу, под спудом. Над ними было установлено деревянное надгробие с изображением преподобного в рост.

    Таким образом, колокол дар Алексея Михайловича, самодержца Всероссийского монастырю, основанному преподобным Евфросином, есть признание заслуг подлинно народного героя, благодарность за проявление высокого патриотизма и мужественный пример святого служения Родине. И сегодня, отмечая не так давно установленный в России праздник Народного единства, уходящий корнями в далекий 1612 год, мы должны помнить, что в нашем городе есть реликвия того непростого и героического периода становления Российского государства, обретения его достоинства и независимости.

    Когда и как колокол попал на Сахалин? Слышал ли звон колокола А.П.Чехов? Может быть. Только не на привычном для александровцев месте – на маяке. Это следует из вахтенного журнала маяка. 14 июля 1931 года во время густого тумана от производства туманных сигналов лопнул маячный колокол и был отправлен на переплавку в тогдашний Портострой. Но уже 17 июля 1931 года на маяке установили колокол, привезенный из города. Единственное место, откуда он мог быть взят – Покровский храм, к тому же уже закрытый советскими властями. Выходит, что сама природа позаботилась о сохранении для нас ценнейшей реликвии.

    М.Ю. Хрусталев, научный сотрудник Череповецкого музейного объединения ознакомился с различными доводами по поводу путешествий Синозерского благовестника. Он выдвигает свою версию появления реликвии на Сахалине: «Работая над диссертацией в различных архивах, и курируя восстановление Синозерской пустыни, пришел к выводу, что наша главная историческая реликвия попала сначала в Питер а потом и на Сахалин в результате антиколокольной кампании 1934 года. Все более менее большие и тонального звучания колокола вывозились в Центр, а оттуда уже распределялись нуждающимся в них организациям. Одной из таких и стал маяк Жонкиер. В Чагоде сохранился лишь самый маленький колокол из колокольного набора Синозерской пустыни, весом 15 кг». Повторюсь, это лишь версия М.Ю.Хрусталева.

    На этом «приключения» почтенного старца не закончились. В 1989 году, когда уже рушился колосс под названием «СССР» в Александровск-Сахалинский морской порт прибыло военно-гидрографическое судно из Ленинграда с приказом вывезти маячный колокол в исторический музей ВМФ северной столицы. Три дня жители города живым кольцом, взявшись за руки, стояли пикетом перед портом, чтобы не дать вывезти сахалинскую реликвию. И капитан судна отступил, колокол остался на острове.
    Но пора спокойной жизни у него всё ещё не настала. Общество деградировало, ценности и нравственные ориентиры были утеряны… Пользуясь бесхозяйственностью и разгильдяйством властей начала 90-х годов, бомжующие элементы, пытались отбить от, ставшего известным широким кругам, колокола куски на сувениры с целью обмена на спиртное. (Один из таких осколков работниками библиотеки возвращен с материка на Родину в музей города). Медлить было нельзя и прихожане Покровского храма под предводительством настоятеля о. Самуила в начале 90-х гг. на автомобиле ГАЗ-66 и вывезли колокол с маяка в строящийся тогда храм. Вот теперь старец обрел вторую жизнь (а может третью?) и радует сахалинцев своим могучим старославянским басом в дни церковных праздников и служб. И всё ещё ждет случая поведать краеведам тайну своей жизни!

    P.S. В материковых исследованиях закралась неточность в определении даты изготовления колокола и у М.Ю.Хрусталева и у исследователя Е.Суворова из Вологодской области значится год 7151 от сотворения мира по славянскому календарю (или 1643 год от Рождества Христова в современном летоисчислению). Разница между датой «сотворения мира» и Рождеством Христовым составляет согласно исторической хронологии 5508 лет. Думаю, что исследователи ошибаются в определении даты т.к. у них перед глазами не было Александровского оригинала. Каждый из любопытствующих имеет возможность подняться на звонницу Покровского храма и увидеть, что буквицы составляющие число на колоколе оканчиваются на знаменитую в литературе букву «фита» (которую Н.В. Гоголь называл «неприличной» устами героя «Мертвых душ» Ноздрева..). В славянском счислении до Петра I, а в православии до сих пор цифры обозначались буквицами «кириллицы», где «фита» соответствовала цифре 9. Соответственно дата изготовления колокола 7159 или 1651 год в современном летоисчислении. Материковые исследователи, по моему, ошиблись приписав нашей реликвии 8 лишних лет, ещё и потому, что в 1643 году был жив первый царь династии Романовых Михаил Федорович и его сын Алексей Михайлович никак не мог титуловаться «Государем и Великим князем». Вот почему полезно решать подобные головоломки из истории.

Григорий Смекалов

История

Центральная
библиотека

Детская
библиотека


Филиалы

Периодические
издания


Наши
издания


Редкие
издания


Электронные
издания


Электронный
каталог

Правила
пользования
библиотеками


Форум

Истоки и корни

Программы и проекты

Коллегам

Услуги

Книжные
обзоры


Виртуальные
выставки


Вестник
библиотек


Полезные
ссылки


Карта
сайта